среда, 12 июня 2013 г.

Звуко-артикуляционная таблица

Звуко-артикуляционная таблица - это систематизация всех звуков русского языка, позволяющая удобно и увлекательно тренировать дикцию и ритмичность ребенка. Логоритмика по этой таблице просто великолепна.

Все звуки языка сгруппированы в таблице по артикуляторным признакам. Каждая цветная группа отличается от прочих по способу и месту образования звука. Этот прием позволяет сконцентрировать внимание ребенка на работу речевого аппарата. Ведь во взаимосвязи "движение-звук-буква" движение артикуляционных органов первично, звук вторичен, а графема (буква) занимает лишь третье место. Для изучения звуков и букв ребенок получает в таблице дополнительную опору. Целью учебного процесса становится не заучивание графических знаков, а развитие мышечного и психического аппарата ребенка.

Таблица читается в строчку слева направо, в столбик сверху вниз или "лесенкой". Самое важное, что ребенок с самого начала понимает в таблице - что звуки отличаются по артикуляторным признакам, и что эти признаки записываются различными комбинациями букв.

Прочитайте ребенку вслух любую часть таблицы и при этом показывайте на соответствующие буквы. Читайте быстро, ритмично, с четкой артикуляцией. При знакомстве с таблицей Вы должны буквально вести ребенка. Возьмите его за вытянутый пальчик и, называя звук, тыкайте этот пальчик в буквы. Очень скоро ребенок будет в состоянии произносить отдельные части таблицы вместе с Вами "хором" - не потому, что он уже выучил буквы, а потому что запомнил ритмическую закономерность и последовательность звуков. Именно эта последовательность поможет ребенку в строчке, например ГЮ-КЮ-ХЮ, найти заданный Вами звук, например ГЮ.


Не ждите, что ребенок с первого же занятия станет повторять звуки безошибочно. С самого начала ребенок неуверен, он делает ошибки, и Вы не должны поправлять каждую неправильность. Если Вы проговариваете таблицу “хором” вместе с ребенком, то он сам замечает свои ошибки и в следующее прочтение попробует их исправить.

Для одного занятия достаточно 4-5 минут работы с таблицей, не больше. Не надо работать сразу со всей таблицей - она слишком большая, и маленькие дети не способны сразу запомнить такое количество объектов. Выберите для начала какую-нибудь одну цветную группу - можете даже спросить малыша, какой цвет лично ему больше всего нравится.

Не стремитесь к срочному результату. Учитывайте, что основной задачей таблицы является не заучивание букв, а артикуляторный и ритмический тренинг. Заучивание букв окажется лишь "побочным продуктом", к которому ребенок непроизвольно придет в результате регулярных повторов.

Включение в занятия с таблицей элементов ритмики дают преподавателю возможность, если он способен на это, превратить урок чтения в подвижные упражнения, соединить их с программой элементарного музыцирования.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий