среда, 12 июня 2013 г.

Ударение и смысл слова

Главная задача чтения – понять смысл прочитанных слов. Попробуем на нескольких примерах пояснить нашему взрослому читателю, что именно, кроме букв, мешает ребенку понимать смысл.

Возьмем простое слово  МАШИНА.

Смысл данного слова действительно прост к пониманию: некий агрегат, механизм, может быть на колесах.

Но вот мы пишем это слово дважды и просим прочитать вслух:   
МАШИНА  МАШИНА.

После короткой заминки взрослые приходят к выводу, что речь идет не о двух агрегатах, а лишь об одном, который принадлежит какой-то Маше. Для детей такое умозаключение без определенного навыка почти невозможно. Ребенок затрудняется создать множество различных вариантов ударения, он еще не умеет свободно импровизировать в ритмике речи. Два простейших слова оказываются ребенком при прочтении не понятыми.

И уж совершенно исключено, чтобы малыш понял ритмическую и смысловую разницу двух следующих предложений, несмотря на кажущуюся простоту их прочтения:

ЭТА  МАШИНА  МАШИНА
ЭТО  МАШИНА  МАШИНА

Изменение при письме лишь одной буквы полностью меняет ритмику прочитанной вслух фразы. Слова ЭТО и ЭТА в устной речи произносятся совсем одинаково, и ребенок не знает о существовании слова ЭТО .

Другой пример, два слова:  ПУГАЛО, ВОРОН.

Понятно, что речь идет о каком-то одном пугале и об одной черной птице.

Но в предложении  ПУГАЛО  ПУГАЛО  ВОРОН  говорится не о двух пугалах и одной птице, а все о том же единственном пугале, которое отпугивало целую стаю.

Приведенные примеры объясняют, почему у некоторых детей не получается понимать прочитанное, даже если они знают все буквы и уже легко складывают их в звуки. Перелистайте любую детскую книжку, и вы обнаружите, что без стойкого навыка чтения понять ее текст ребенку очень сложно, даже невозможно. Наибольшую трудность для понимания представляют собой короткие слова с измененными безударными огласовками, например ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, ЕДА, ПЕРО и т.п. Дети не узнают их при чтении, потому что в устной речи принято произносить соответственно: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО. Длинные слова, такие как ОДЕЯЛО, ПИАНИНО, КОРОЛЕВА узнаются детьми гораздо легче, хоть и требуют большей концентрации внимания.

- Бочка-роза-дама, - задаем мы устное задание ребенку.
- БО-РО-ДА, - решает он его на слух и не может понять получившееся слово, потому что в жизни оно звучит как  БА-РА-ДА.
- Голубь-роза-дама, - продолжаем мы задание.
- ГО-РО-ДА, - расшифровывает ребенок и не может понять слово во множественном числе.
- Повар-роза-дама.
- ПО-РО-ДА, - и опять не узнает, но не потому,что не знает про разные породы кошек и собак, а потому что не догадался переставить в слове ударение.

Именно эту задачу – тренинг концентрации внимания и постановки ударения – решает Ребус-метод еще до того, как ребенок ознакомится с буквами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий