понедельник, 3 июня 2013 г.

Еще раз про ударение.

Ни один ребенок не сделает ошибки, если вы спросите его: "Как правильно сказать - кАрета, карЕта или каретА?". То есть ни для одного ребенка не является проблемой выбрать в знакомом слове правильный вариант ударения.

Но практически для всех детей оказывается проблемой - понять взрослых, которые пытаются объяснить ребенку про ударение незнакомыми ребенку словами. Уже само по себе словосочетание "поставить ударение" оказывается ребенку непонятно.
Во-первых, почему именно ударение, а не нажимание, не надавливание, не усиление? Разве мы что-то бьем, ударяем, ломаем, делаем больно? Нет, мы всего лишь надавливаем голосом, делаем голос чуть громче и тянем звук чуть длиннее.

Во-вторых, почему вдруг мы это ударение (нажимание, усиление) ставим, а не кладем и не сажаем? "Поставить ударение" - это звучит для ребенка столь же нелепо и непонятно, как "положить усиление" или "посадить надавливание".

И что же это за штука такая, - гадает ребенок, - которую надо куда-то как-то поставить, а она всё падает и падает? Куда и почему падает - этого ребенок понять тоже не может. Но взрослые всегда говорят, что ударение падает, и потому оно неправильное, а правильное ударение должно бы стоять. Вот поди ж тут пойми этих взрослых...

Итак, прежде чем объяснять ребенку про ударение - сначала назовите ему несколько вариантов одного и того же слова, и попросите выбрать правильный вариант. Поиграйтесь таким образом с несколькими разными словами. И только после этого объясните ребенку, что вот это разное произнесение слова и называется ударением, другого названия для этого не используют.

Комментариев нет:

Отправить комментарий