среда, 12 июня 2013 г.

Игра "Ребус-метод"

"Ребус-метод" - это необычайно увлекательная для детей методика, в основе которой лежит устная игра. Еще даже не зная букв, ребенок способен за несколько минут овладеть многими правилами чтения. Единственное условие для этой игры: малыш должен быть не младше 4 лет. Дети более младшего возраста правила этой игры не понимают.

Все маленькие дети, которые еще не умеют читать, уверены, что слово "КУРИЦА" начинается со звука "КУ". Ребенок хорошо чувствует, что губы вытягиваются вперед трубочкой еще до того, как щелкнет задний язычок, и потому "КУ" для ребенка - это один звук, слитный и неделимый.

Имея такое представление о речевых звуках, малыш логично ожидает, что и первая буква в этом письменном слове тоже будет называться "КУ". Обычно взрослые спешат скорее поправить ребенка и начинают объяснять ему, как называются буквы, какие из них являются гласными или согласными, как они сливаются вместе и прочие подобные правила. На этом этапе большинство детей категорически запутываются, потому что логика взрослых совсем не совпадает с ощущениями ребенка.

Мы предлагаем не спорить с ребенком, ничего не объяснять ему о буквах, а следовать его естественному речевому восприятию.

Первый шаг игры:
Мы называем ребенку ОДНО ЦЕЛОЕ слово, а он нам в ответ должен сказать только НАЧАЛО этого слова.
курица - КУ,  улица - У
белочка - БЕ,  девочка - ДЕ
листик - ЛИ,  кисточка - КИ
маска - МА,  санки - СА
ящик - Я,  тряпка - ТРЯ
и т.д.

Упражнение длится одну-две минуты, не дольше. Каждое названное нами слово должно начинаться обязательно с ударения. Это важное условие, потому что в этой устной игре ребенок ориентируется вовсе не на буквы (он еще не знает, сколькими буквами записываются звуки "КУ" или звук "У") и не на слоги (в этой игре опора идет вовсе не на слоги), а на ударные гласные. В слове "СЕЛЁДКА" дети органично выделяют "СЕЛЁ-", а в слове "БАРАБАН" - "БАРАБА-"

Второй шаг игры:
Мы называем ребенку подряд НЕСКОЛЬКО ЦЕЛЫХ слов, а он нам в ответ должен сказать подряд только их НАЧАЛА.
маска-маска - МА-МА
пальма-пальма - ПА-ПА
туфли-чайник - ТУ-ЧА
курица-чайник - КУ-ЧА
маска-листик-наволочка - МА-ЛИ-НА
маска-шишка-наволочка - МА-ШИ-НА
бусы-маска-галстук - БУ-МА-ГА
галстук-зебра-тапки - ГА-ЗЕ-ТА

Третий шаг игры:
Отдельные согласные буквы произносятся в ребусе не как алфавитные названия (Ка, Тэ, эС, эР), а как короткие неогласованные звуки.
аист-наволочка-наволочка-С
повар-мишка-домик-Р
санки-лампа-Т
солнце-К

Пользуясь "Ребус-методом", ребенок уже с первых минут в игровой форме познает технику чтения, понимает принцип постановки ударения, учится понимать смысл прочитанных слов и нарабатывает довольно высокую скорость чтения. 
В методике полностью проработан переход от слогово-пиктографического чтения к чтению фонемо-буквенному.



Для того, чтобы познакомиться с полной методикой, Вам необходимо подписаться на рассылку этого блога, и тогда я вышлю Вам ссылки на страницы с метериалами "Ребус-метода".


Решениe экспертного совета Комитета по образованию С.-Петербурга от 25.12.2009 и от 12.05.2010 :

допустить "Ребус-метод - обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм" как дополнительный материал к применению в начальной школе.

рекомендовать учебные пособия Л.Штернберга "Ребус-метод" и "Знать как свои десять пальцев"  к использованию родителями при самостоятельном обучении детей дошкольного возраста в условиях домашнего воспитания.


В конце этого видеоролика упоминается о некоторых теоретических ошибках, принятых в нашей традиционной педагогике. Подробнее об этом смотрите в этом блоге в статьях по теории фонетики.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий